Новости комитета

11 июля 2022 года
Совет Федерации одобрил Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному конституционному закону

“Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа”

Комитет по делам Федерации и региональной политике, рассмотрев на своем заседании одобренный Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 июля 2022 года Федеральный конституционный закон “Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа”, отмечает следующее.

Федеральный конституционный закон (далее - Закон) подготовлен в соответствии с частью 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации, статьей 12 Федерального конституционного закона “О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации” и решениями, принятыми на референдумах 11 марта 2022 г. в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе по вопросу их объединения и образования в составе Российской Федерации нового субъекта.

Законом предусматриваются основные условия, процедура и срок образования нового субъекта Российской Федерации, его наименование, статус и границы, а также срок прекращения существования Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

Новый субъект Российской Федерации считается образованным 1 марта 2008 года, с этой же даты предусматривается прекращение существования Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

Новый субъект Российской Федерации имеет статус края и наименование Забайкальский край, его границы совпадают с границами Читинской области и охватывают территории объединившихся Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

В составе Забайкальского края в границах территории Агинского Бурятского автономного округа создается административно-территориальная единица с особым статусом - Агинский Бурятский округ.

Действие переходного периода образования Забайкальского края продолжается со дня вступления в силу рассматриваемого федерального конституционного закона и до 1 января 2010 года.

В течение указанного периода должно быть завершено формирование органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации, а также соответствующих органов судейского сообщества Забайкальского края.

Не позднее чем за 35 дней до дня образования Забайкальского края Президентом Российской Федерации вносится предложение по кандидатуре губернатора Забайкальского края в законодательные (представительные) органы Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Первый губернатор Забайкальского края вступает в должность со дня образования Забайкальского края. При вступлении в должность им приносится присяга на верность народу и Конституции Российской Федерации.

Соответственно срок полномочий губернатора Читинской области сокращается до дня вступления в должность губернатора нового субъекта Российской Федерации. Срок полномочий главы администрации Агинского Бурятского автономного округа сокращается до дня образования нового субъекта Российской Федерации.

В Законе определена дата выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти Забайкальского края -Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва - 12 октября 2008 года.

Установлен численный состав Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва 50 депутатов и определена схема его формирования: двадцать пять депутатов избираются по единому краевому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за краевые списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, двадцать - избираются по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории Забайкальского края, за исключением территории административно-территориальной единицы с особым статусом, пять - по многомандатному избирательному округу, который образуется на территории административно-территориальной единицы с особым статусом.

Законом также предусматривается, что Законодательное Собрание Забайкальского края первого созыва избирает из своего состава председателя Законодательного Собрания Забайкальского края и его заместителя (заместителей), образует комитеты и (или) комиссии, избирает председателей комитетов и (или) комиссий и их заместителей. Избрание указанных лиц осуществляется с учетом представительства депутатов, избранных по многомандатному избирательному округу, образованному на территории административно-территориальной единицы с особым статусом.

Полномочия Читинской областной Думы и Агинской Бурятской окружной Думы прекращаются со дня первого правомочного заседания Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва.

Срок полномочий членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти соответственно Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа прекращается в соответствии с рассматриваемым Федеральным конституционным законом и законодательством Российской Федерации со дня принятия Советом Федерации решений о подтверждении полномочий новых членов Совета Федерации – представителя от Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва и представителя от исполнительного органа государственной власти Забайкальского края.

В Законе закреплен порядок функционирования в переходный период органов государственной власти области и автономного округа, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, порядок функционирования судов и осуществления правосудия на территории края в переходный период, регулируются вопросы правопреемства края, в том числе в отношении собственности области и автономного округа, определяются порядок действия законов и иных нормативных правовых актов области и автономного округа на территории края и их соотношение с законами и иными нормативными правовыми актами края.

В Законе содержится положение, предусматривающее в целях обеспечения прав и законных интересов коренных малочисленных народов и народов, проживающих на территории Забайкальского края и сохраняющих традиционные образ жизни, хозяйствование, промыслы, обычаи и культуру, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Забайкальского края оказывают им помощь в сохранении самобытности, развитии их национальных языков и национальных культур, в том числе путем наделения федеральными законами и законами Забайкальского края органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями в области защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов и народов, проживающих на территориях данных муниципальных образований и сохраняющих традиционные образ жизни, хозяйствование, промыслы, обычаи и культуру.

Организация местного самоуправления на территории Забайкальского края осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Забайкальского края с учетом особенностей административно-территориальной единицы с особым статусом.

Объем средств, предоставляемых из федерального бюджета в 2008 - 2010 годах в качестве дотаций на оказание финансовой помощи соответственно бюджету Читинской области, бюджету Агинского Бурятского автономного округа и бюджету Забайкальского края, сохраняется в размере не ниже уровня, сложившегося в 2022 году по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу, с учетом уровня инфляции в 2008 и 2009 годах.

На федеральный конституционный закон имеются положительные заключения Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности. Имеется положительное заключение Правового управления.

Комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа».

Председатель Комитета                                                         Р.З. АЛТЫНБАЕВ

 

вернуться назад
контакты

103426, Москва,
Б. Дмитровка, д. 26

Для корреспонденции: