ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ

"круглого стола"

на тему:

"Основные направления совершенствования межбюджетных отношений в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации"

 

 

24 апреля 2006 года Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике провел "круглый стол" на тему: "Основные направления совершенствования межбюджетных отношений в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации".

Обсудив комплекс вопросов, связанных с совершенствованием межбюджетных отношений и федеративного устройства, участники "круглого стола" отмечают следующее.

На протяжении последних лет активно проводятся реформы, направленные на совершенствование федеративных отношений и создание эффективной системы разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Цели указанных реформ определили новые требования к межбюджетным отношениям. В связи с этим, в 2001 году Правительством Российской Федерации была одобрена Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года.  Приняты федеральные законы, которые сформировали нормативно-правовую основу, по-новому регулирующую финансовые взаимоотношения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, межбюджетные отношения были существенно преобразованы путем разграничения расходных обязательств и доходных источников между уровнями публичной власти. Впервые законодательно определено делегирование субъектам Российской Федерации ряда федеральных полномочий с предоставлением субвенций из федерального бюджета, сокращен объем "нефинансируемых федеральных мандатов", усовершенствована система оказания финансовой помощи бюджетам различных уровней бюджетной системы.

В тоже время, несмотря на достигнутые результаты, в системе межбюджетных отношений остаются серьезные изъяны. Принятые государством меры не привели к ощутимым результатам в сокращении различий между субъектами Российской Федерации по уровню их бюджетной обеспеченности. Не достаточно эффективны меры по  увеличению доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации. Повышению эффективности межбюджетных отношений препятствует отсутствие обоснованных количественных оценок расходных обязательств бюджетов разных уровней.

Произошедшие изменения в расходных обязательствах субъектов Российской Федерации не в полной мере компенсированы доходными источниками, что привело к усилению региональных различий и росту социальной напряженности в отдельных территориях.

Продолжающаяся централизация доходов в федеральном бюджете может привести к снижению заинтересованности региональных органов власти в наращивании и эффективном использовании налогового потенциала своих территорий.

Участники "круглого стола" считают, что обеспечение стабильности закрепленных за уровнями публичной власти доходных источников и расходных полномочий должно стать важнейшим принципом бюджетной политики Российской Федерации.

При этом проводимая в стране реформа межбюджетных отношений, особенно в части финансирования социальных полномочий, должна способствовать росту благосостояния населения и обеспечению гражданам равных условий в осуществлении своих прав на социальную поддержку. Разграничение полномочий между уровнями публичной власти не должно приводить к дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню жизни и качеству социальных услуг.

До тех пор пока сохраняются серьезные различия в бюджетной обеспеченности регионов, уровень и качество социальной поддержки отдельных категорий граждан не должны быть поставлены в зависимость от финансовых возможностей субъектов Российской Федерации.

Поэтому необходимо продолжать совершенствование межбюджетных отношений и разграничения полномочий между уровнями публичной власти с учетом предложений и замечаний органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Учитывая вышесказанное, участники "круглого стола" рекомендуют:

 

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

- не принимать законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие сокращение налогооблагаемой базы субъектов Российской Федерации, а также их расходные обязательства без соответствующей компенсации из федерального бюджета;

- рассмотреть вопрос о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменений, предусматривающих обязательное предоставление в составе материалов к проекту федерального бюджета на очередной финансовый год сведений по распределению межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации;

- рассмотреть вопрос о внесении в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, предусматривающих отмену установленных в федеральном законодательстве льгот по региональным налогам.

 

2. Правительству Российской Федерации:

- продолжить работу по совершенствованию межбюджетных отношений в связи с разграничением полномочий с учетом необходимости создания условий для увеличения доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации;

- предусмотреть компенсацию расходов региональных бюджетов, необходимых для реализации федеральных нормативных правовых актов, в том числе по повышению заработной платы работникам бюджетных организаций;

- подготовить предложения по совершенствованию распределения финансовой помощи субъектам Российской Федерации, прежде всего дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

- провести инвентаризацию реальных доходов и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на основе которой оценить эффективность реализации полномочий, переданных субъектам Российской Федерации;

- усовершенствовать механизм предоставления средств из Федерального фонда софинансирования социальных расходов, с целью повышения эффективности исполнения полномочий субъектов Российской Федерации;

- принять меры по обеспечению стабильности закрепленных за уровнями публичной власти доходных источников и расходных полномочий;

- при делегировании органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления расходных полномочий учитывать расходы на их администрирование;

- рассмотреть вопрос о совершенствовании налогового и статистического учёта в Российской Федерации, подразумевающего свод соответствующих показателей в разрезе вновь созданных муниципалитетов (в том числе и поселенческих);

- предусмотреть получение органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления информации о налогооблагаемой базе, необходимой для формирования бюджетов субъектов Российской Федерации;

- установить единые, формализованные и прозрачные принципы распределения средств (Федерального фонда софинансирования расходов) по оказанию инвестиционной и финансовой помощи субъектам Российской Федерации на развитие инженерной и социальной инфраструктуры, учитывающие бюджетную обеспеченность регионов и соблюдение ими бюджетного законодательства.

 

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

- завершить работу по приведению правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с законодательством Российской Федерации;

- провести анализ реализации полномочий субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и подготовить предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации;

- обеспечить гражданам равные условия в осуществлении своих прав на социальную поддержку и не допустить снижение объема и качества предоставляемых населению социальных услуг при формировании расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации;

- оказывать методологическую и консультативную помощь органам местного самоуправления по организации осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях.

 

4. Комитету Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике:

- обобщить предложения участников "круглого стола" и направить в соответствующие органы государственной власти для учета в работе по совершенствованию межбюджетных отношений и дальнейшему разграничению полномочий между уровнями публичной власти.