В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ ГОВОРИЛИ О НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Участники заседания в Совете Федерации обсудили комплекс вопросов, связанных с совершенствованием межбюджетных отношений и федеративного устройства. Отмечалось, что на протяжении последних лет активно проводятся реформы, направленные на развитие федеративных отношений и создание эффективной системы разграничения полномочий между органами власти Российской Федерации и органами власти субъектов РФ. Межбюджетные отношения были существенно преобразованы путем разграничения расходных обязательств и доходных источников между уровнями власти. Впервые законодательно определено делегирование субъектам РФ ряда федеральных полномочий с предоставлением субвенций из федерального бюджета, сокращен объем «нефинансируемых федеральных мандатов», усовершенствована система оказания финансовой помощи бюджетам различных уровней бюджетной системы. В то же время, по мнению выступающих, несмотря на достигнутые результаты, в системе межбюджетных отношений остаются серьезные изъяны. Принятые государством меры не привели к ощутимым результатам в сокращении различий между субъектами РФ по уровню их бюджетной обеспеченности. Не достаточно эффективны меры по увеличению доходной части бюджетов регионов. Участники «круглого стола» считают, что обеспечение стабильности закрепленных за уровнями публичной власти доходных источников и расходных полномочий должно стать важнейшим принципом бюджетной политики России.
Председатель Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике Рафгат Алтынбаев прокомментировал итоги заседания и обобщил проблемы, волнующие законодателей и регионы в сфере межбюджетных отношений. Он, в частности, подчеркнул, что необходимо создать условия для реализации одного из основных принципов бюджетного федерализма – соответствия доходной базы субъектов Федерации объему законодательно закрепленных расходных полномочий. К сожалению, отметил он, не решен вопрос межбюджетных отношений как механизма инновационной активности регионов.
«Мы не случайно проводим наш
«круглый стол» на этапе формирования концепции бюджета на 2022 год. В этом
процессе обязательно должен прозвучать "голос регионов", - заметил Р.Алтынбаев.
По его словам, готовится
постановление Совета Федерации о предложениях по формированию концепции бюджета
на 2022 год. В нем, по мнению сенатора, будут учтены и предложения Комитета СФ
по делам Федерации и региональной политике, которые является квинтэссенцией
региональных интересов. Предложения касаются дополнительной финансовой помощи
субъектам для покрытия затрат по переданным им полномочиям, а также
финансирования выполнения национальных проектов; распределения субсидий из фонда
регионального развития, которое надо проводить на основе единой методики с
учетом предложений трехсторонней комиссии и других
вопросов.
Много предложений поступили
в Совет Федерации из регионов, в том числе, предложения по внесению изменений в
Бюджетный и Налоговый кодексы.
Как отметил Р. Алтынбаев,
анализ ситуации показал, что в регионах не все гладко с исполнением полномочий.
Так, не все они, особенно делегированные, обеспечены источниками финансирования.
Р. Алтынбаев считает, что все предложения, которые поступают в Комитет из
регионов, должны найти свое отражение и в работе трехсторонней рабочей группы по
совершенствованию межбюджетных отношений.
Председатель Комитета СФ
обрисовал круг проблем в сфере межбюджетных отношений, о которых говорилось на
заседании. Например, те налоги и полномочия, которые закреплены сегодня за
региональным и местным уровнями власти, не стимулируют субъекты РФ к расширению
своей налоговой базы, а федеральный центр, за которым закреплены наиболее
собираемые налоги, не уделяет достаточно внимания развитию регионов.
«Получается, что, забрав у субъектов источники финансирования, мы начинаем, как
бы «с барского плеча» помогать им», - уточнил сенатор.
Р. Алтынбаев уверен, что
сами методики распределения требуют совершенствования. В результате, увеличивая
свою налогооблагаемую базу, регионы уменьшают свои шансы на получение дотаций -
они вынуждены попросту занижать ее при составлении бюджетных заявок на очередной
финансовый год. Следовательно, у субъектов РФ нет стимула в развитии своей
экономики.
В Комитете СФ считают, что
дотации нужно сводить к минимуму, так как дотационный характер бюджета не
способствует главному - развитию региональной экономики.
«Зачем гонять деньги «туда –
сюда», когда можно было бы закрепить их за регионом. Но при этом следует усилить
контроль за целевым расходованием и регион должен знать, что, увеличивая свою
налоговую базу, он увеличивает свои доходы. Чем меньше деньги будут «курсировать» с
одного уровня бюджетной системы на другой, тем меньше они будут разворовываться.
При этом сократится и чиновничий аппарат», - объяснил Р.Алтынбаев.
Как сказал сенатор,
отдельный вопрос, требующий решения – это методика формирования федеральных
фондов (фонд финансовой поддержки регионов, фонд софинансирования социальных
расходов, фонд регионального развития). Сейчас согласно методикам распределения
средств в рамках финансовой помощи бюджетам других уровней (в том числе Фонда
развития регионов) трансферты выделяются по признаку отставания субъекта
Федерации от общероссийского уровня. Получается, заметил сенатор, что отставать
выгодно. По его мнению, методики формирования фондов должны утверждаться
Федеральным законом, тогда все встанет на свои места: распределение средств
будет обсуждаться публично, не будет никакой «подковерной игры», субъекты
Федерации станут полноценными участниками этого процесса,
появится прозрачность этого процесса.
Еще один вопрос, важный для
всех регионов: назрела
необходимость принятия единых социальных стандартов. Пока нет этих стандартов,
нам не преодолеть разрыв между отдельными территориями по бюджетной
обеспеченности, по уровню жизни, сказал
глава Комитета СФ.
Например: передали многие
социальные выплаты (полномочия) с федерального уровня на региональный - по
ветеранам, в частности. Появились,
так называемые, региональные льготники. И все они получают разную
надбавку, все в разной ситуации, хотя воевали на одной войне, защищали одно
государство. И, как отмечали участники заседания «круглого стола», подобных
проблем и противоречий еще много. Они касаются и разграничения полномочий, и
межбюджетных отношений.
В дискуссии по проблемам
межбюджетных отношений участвовали члены Совета Федерации, депутаты
Государственной Думы, представители Правительства РФ, субъектов
Федерации.
В Итоговом документе
«круглого стола», принятом за основу, собравшиеся постарались отразить все
проблемы, с которыми сталкиваются регионы. В нем сформулированы рекомендации в
адрес Правительства, Федерального Собрания. В документе, в частности, говорится,
что проводимая в стране реформа межбюджетных отношений, особенно в части
финансирования социальных полномочий, должна способствовать росту благосостояния
населения и обеспечению гражданам равных условий в осуществлении своих прав на
социальную поддержку.