РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

Федеральные целевые программы (ФЦП) охватывают практически все сферы социально-экономической деятельности государства – здравоохранение, жилье, транспорт, экологию, оборону и безопасность, науку, культуру и т.д. Они направлены на поддержку стратегически значимых для страны приоритетных направлений. Финансирование  ФЦП осуществляется как из средств федерального бюджета, так и из региональных бюджетов и внебюджетных источников. Формирование и реализация таких программ – прерогатива федерального центра, согласно Конституции ответственность за планированием и исполнением федеральных программ лежит на Правительстве РФ. Федеральные целевые программы обязательно проходят правовую и экономическую экспертизы, финансовые показатели также находятся под постоянным контролем Правительства.  Как инструмент государственной региональной экономической политики, ФЦП появились в начале 90-х годов. К 2002 году число таких программ уже насчитывалось 32, они полностью или частично охватывали территорию более чем 50 субъектов Федерации, причем некоторые их них попадали под действие нескольких программ.

 Однако с тех пор ситуация изменилась. Существующие федеральные целевые программы не учитывают результаты реформы федеративных отношений, в рамках которой на региональный и муниципальный уровни передан существенный объем полномочий по обеспечению объектов социальной и транспортной инфраструктуры. Именно поэтому новая система разграничения полномочий требует пересмотра подходов к использованию ФЦП и программной части Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в части строительства объектов регионального значения.

«Круглый стол» затрагивал, в основном региональную составляющую программ; он вызвал широкий интерес еще и потому, что более 70 субъектов Российской Федерации представили  свои предложения и пожелания, которые были учтены в итоговом документе встречи. Активное участие в дискуссии приняли члены Совета Федерации, представители Минэкономразвития и Минрегионразвития, а также Счетной палаты РФ.

 Провел «круглый стол» председатель Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике  Рафгат Алтынбаев. Он рассказал, что по инициативе главы верхней палаты парламента Сергея Миронова в Совете Федерации  создан Совет по федеральным и региональным программам, главной задачей которого является более активное включение регионов в процесс формирования федеральных целевых программ. При поддержке этого совета субъекты получат реальный шанс реализовать свои жизненно важные программы и проекты, считает сенатор. 

«Нужны новые, современные механизмы инвестирования средств в регионы, позволяющие обеспечить заметные сдвиги в экономике и существенно повысить качество услуг населению, особенно в сферах, обозначенных в качестве приоритетных национальных проектов», - отметил Рафгат Алтынбаев. По его мнению, главная проблема сложившейся ситуации в том, что Правительство и федеральные ведомства определяют перечни конкретных объектов, которые необходимы для исполнения полномочий субъектов РФ, а также объемы их финансирования. Складывается парадоксальная ситуация, когда при формировании ФЦП участие субъектов Федерации минимально.

Возложив на регионы полномочия и ответственность в определенных сферах,  необходимо передать им все необходимые инструменты для реализации этих полномочий, считает Рафгат Алтынбаев. Одним из таких инструментов являются инвестиционные средства ФАИП, необходимые для финансирования региональных объектов. Сенатор считает необходимым передать регионам часть инвестиционных средств федерального бюджета. Речь идет о средствах, которые необходимы субъектам для финансирования региональных и муниципальных полномочий. Сегодня эти средства выделяются через ФАИП, при этом зачастую не учитываются потребности регионов. «Это устаревшие механизмы эпохи 90-х годов», - считает Рафгат Алтынбаев.

Участники встречи отметили, что основные проблемы в области формирования реализации ФЦП связаны с недоработками государственных заказчиков практически на всех стадиях жизненного цикла программ. Сенаторы сетовали на то, что ФЦП  ежегодно подвергаются корректировке, что, как правило, не несет в себе ничего положительного, а лишь означает сокращение финансирования, а то и вовсе прекращение программы. В результате выделяемые средства распыляются и не достигают необходимого эффекта.

 Сенатор Юрий Солонин, представляющий в Совете Федерации Хабаровский край считает важным для повышения эффективности реализации ФЦП выделять приоритетные направления, концентрируя  внимание  и ресурсы именно на таких проектах.

Председатель Комиссии СФ по делам Севера и малочисленных народов Геннадий Олейник считает, что для северных территорий выполнение ФЦП – одна из немногих возможностей для развития этих регионов. Он отметил, что новые редакции важнейших для Севера ФЦП не утверждены. Так Программа социально-экономического развития Курильских островов завершилась в 2005 году. В нынешнем году финансируются лишь отдельные ее подпрограммы. Между тем, реализация этой программы носит не только экономический, но и политический характер, отметил сенатор. Еще одной ФЦП всероссийского масштаба должна стать ФЦП «Дети России», которая также до сих пор не утверждена.

  ФЦП реализуются по принципу софинансирования – часть средств поступает из федерального бюджета, часть из бюджетов субъектов РФ, также привлекаются внебюджетные средства, например, собственные средства предприятий. Причем привлечение средств из федерального бюджета возможно только, если на программу привлечены дополнительные источники финансирования. Сенаторы считают, что принцип софинансирования не должен быть обязательным условием для ФЦП в высокодотационных регионах, так как в них  часто не хватает средств на эти цели.

Успешная реализация ФЦП определяется также полнотой и своевременностью финансирования. По словам представителей регионов, нередки случаи, когда финансирование программ открывается только в середине года, что создает затруднения, а иногда и невозможность их освоения.

Говоря о недостатках и серьезных изъянах, существующих при формировании и реализации ФЦП, выступающие отметили  отсутствие четкого механизма формирования и исполнения ФЦП, непрозрачность процедуры формирования перечня строек и объектов Федеральной адресной инвестиционной программы, что существенно затрудняет контроль за ходом ее реализации.

На «круглом столе» говорилось о том, что немалая часть предложений субъектов Российской Федерации по включению и финансированию строек и объектов безосновательно отклоняется, а сроки ввода объектов в эксплуатацию не соблюдаются, что обуславливает значительный рост объемов незавершенного строительства.

По мнению участников встречи, необходимо принятие отдельного федерального закона, посвященного федеральным целевым программам регионального развития, где были бы учтены особенности данного типа программ. Важно также разработать критерии оценки эффективности государственных инвестиций, выделяемых через ФАИП, усилить контроль за реализацией ФЦП, на основе осуществления мониторинга и  определить четкие последствия административного и экономического характера в случае невыполнения требуемых плановых результатов ФЦП.

Рафгат Алтынбаев  предложил объединить программную часть ФАИПа с  Федеральным фондом регионального развития и передать объем средств регионам на финансирование собственных программ.

Подводя итоги, участники «круглого стола» считают наиважнейшей задачей наладить диалог центра и регионов при внесении корректив в политику использования средств федеральных целевых программ.

 

ПРЕСС-СЛУЖБА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ