о комитетеотчеты по работе комитета
ОТЧЕТ
о работе Комитета по делам Федерации и региональной политике за 2006 год
С февраля 2006 года Комитет по делам Федерации и региональной политике (далее Комитет) возглавляет Председатель Комитета - Алтынбаев Рафгат Закиевич.
В настоящее время в Комитете работают 11 членов Совета Федерации, из них Алтынбаев Р.З. – Председатель Комитета; Кадохов В.Т. – первый заместитель председателя Комитета; Сычев В.А.- заместитель председателя Комитета; Леонов В.В. - заместитель председателя Комитета; Тлеуж А.Х.- заместитель председателя Комитета; Тер-Аванесов А.Б. - заместитель председателя Комитета; Каменской И.А. - член Комитета; Межевич В.Е. - член Комитета; Пугачев С.В. - член Комитета; Смирнов Ю.В. - член Комитета; Суворов А.А. - член Комитета.
Работа Комитета в отчетный период осуществлялась в соответствии с Планом основных мероприятий и мониторинга правового пространства, проводимых Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю и осеннюю сессии 2006 года, планами работы Комитета.
Деятельность членов Комитета в 2006 году была направлена на реализацию предложений по дальнейшему совершенствованию работы Комитета (утверждены на заседании Комитета 20 февраля 2006 г.), повышение роли Комитета в законотворческой деятельности Совета Федерации, а также активизацию взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти Российской Федерации и институтами гражданского общества.
С целью совершенствования взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, Общественной палатой, федеральными округами, субъектами Российской Федерации, с Комитетами Совета Федерации и Государственной Думы было осуществлено закрепление членов Комитета по основным направлениям деятельности Комитета, включающим вопросы его ведения. Это позволило членам Комитета, участвуя в заседаниях Правительства РФ, коллегий министерств и ведомств, ЦИК РФ, совещаниях и др. мероприятиях, обмениваться полученной информацией и использовать ее в законотворческом процессе.
В практику проведения заседаний Комитета введено регулярное заслушивание информации членов Комитета об участии в мероприятиях, проводимых по предметам ведения Комитета.
В работе Комитета использовалась новая форма взаимодействия с регионами - приглашение руководителей законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ на заседания Комитета для участия в обсуждении вопросов о социально-экономическом положении и о законодательных инициативах субъектов РФ.
С целью укрепления связей между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обобщения и распространения опыта социально-экономического развития регионов, повышения уровня информированности общественности о деятельности Совета Федерации и органов государственной власти субъектов РФ, направленной на законодательное решение развития экономики страны и повышение качества жизни граждан России, по предложению Комитета в декабре 2006 года дан старт по проведению Дня субъекта Российской Федерации в Совете Федерации. Комитетом совместно с Рабочей группой, созданной распоряжением Председателя Совета Федерации, разработаны методические рекомендации для членов Совета Федерации и субъектов РФ, в соответствии с которыми проведен День Калининградской области в Совете Федерации, и начата работа по подготовке Графика проведения Дня субъекта РФ в Совете Федерации на 2022год.
В 2006 году Комитет в рамках совершенствования взаимодействия с федеральными органами власти и с общественными объединениями одним из первых в Совете Федерации разработал и подписал планы совместной деятельности и Соглашения о взаимодействии с комиссиями Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести и по вопросам регионального развития и местного самоуправления, с Министерством регионального развития РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, с федеральными национально- культурными автономиями.
Члены Комитета совместно с членами Общественной палаты участвовали в «круглых столах», конференциях, выездных заседаниях, парламентских и общественных слушаниях:
- в совместной законотворческой и экспертной деятельности;
- в мониторинге законодательного процесса и правоприменительной практики,
- в подготовке аналитических материалов и информационном обеспечении.
Совместная работа была направлена на согласование интересов граждан, общественных объединений, представленных в Общественной палате РФ, и органов государственной власти субъектов РФ и учет их мнения в процессе рассмотрения и принятия федеральных законов по основным направлениям деятельности Комитета.
Законотворческая деятельность
В 2006 году Комитет провел 26 заседаний, на которых рассмотрено 305 вопросов (из них 285 - федеральные конституционные законы, федеральные законы и проекты федеральных законов, 10 – информация о подготовке и проведении мероприятий в соответствии с Планом основных мероприятий и мониторинга Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2006 года, 4 – о планах работы Комитета на весеннюю и осеннюю сессии 2006 г. и итогах их выполнения и 6 – организационных вопросов).
На заседаниях было рассмотрено 285 концепций законопроектов, из них 138 – законодательные инициативы субъектов Российской Федерации.
В период 2006 года Комитет подготовил к рассмотрению на заседание Совета Федерации в качестве головного – три федеральных конституционных закона и один федеральный закон.
В качестве соисполнителя подготовлено 75 заключений на федеральные законы, которые подписаны Президентом РФ.
Также в Комитете подготовлены заключения на проекты федеральных законов, разработанные в порядке реализации законодательной инициативы:
- «О приграничном сотрудничестве» - Комитетом по делам Содружества Независимых Государств;
- «О порядке и сроках рассмотрения федеральными органами власти обращений органов государственной власти субъектов Российской Федерации» - Костромской областной Думой;
- «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «О рекламе» - Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности;
- «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» - членами Совета Федерации;
- «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» - рабочей группой Совета Федерации;
- «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автономных учреждениях» и Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» - Комитетом Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
- «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» и «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству.
В связи с подготовкой вопроса на заседание Совета Федерации для рассмотрения в рамках «Правительственного часа» на тему: «Об основных направлениях развития жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» в Комитете была проведена работа с субъектами РФ и подготовлены предложения и замечания в итоговый документ с учетом их мнения.
Комитетом проводился мониторинг реализации принятых федеральных законов, по которым Комитет был головным:
• федеральных законов, касающихся совершенствования разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (№ 184 –ФЗ, 95-ФЗ, 122-ФЗ, два 199-ФЗ).
• Федерального закона "О внесении дополнения и изменений в статью 4 в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
• Федерального закона от 11.12.2004 № 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Особое внимание Комитет уделял мониторингу законодательства субъектов Российской Федерации на предмет своевременности принятия законодательных актов по решению актуальных для жизни региона проблем.
Одним из результатов мониторинга стало обобщение и распространение опыта субъектов РФ, его учет при подготовке итоговых документов, проводимых Комитетом мероприятий, и использование в законотворческом процессе на федеральном уровне (из 138 законодательных инициатив субъектов РФ по вопросам совершенствования законодательства в сфере государственного строительства, национальной, социальной, экономической политики, трудового и жилищного законодательства и т.д., рассмотренных на Комитете, большинство было поддержано).
Комитет принимал участиев подготовке предложений в проекты решений заседаний Совета законодателей на темы:
- «Законодательное обеспечение реализации приоритетных национальных проектов на уровне субъектов Российской Федерации» (16 марта 2006 г.).
- "О задачах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации положений Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год" (4 июля 2006 г.).
Вопросы федеративного устройства Российской Федерации
В 2006 году особое внимание уделялось процессу объединения субъектов Российской Федерации.
В объединительном процессе (в результате которого будет образовано 5 новых субъектов РФ) находились 11 субъектов Российской Федерации, по 9 из них приняты федеральные конституционные законы (Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ; Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа; Камчатская область и Корякский автономный округ; Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ) и по 2 регионам ФКЗ в стадии подготовки (Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ). С образованием двух новых субъектов РФ Пермского края и Красноярского края количество субъектов Российской Федерации изменилось (в настоящее время вместо 89 субъектов РФ на карте России находится 86 субъектов РФ).
В отчетный период к рассмотрению на заседании Совета Федерации подготовлены три федеральных конституционных закона (Комитет головной):
- «О внесении изменений в статью 6 Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»;
- «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа»;
- «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа»;
По инициативе Комитета и в соответствии с протокольным поручением Совета Федерации от 7 июля 2006 г. № 302/2 создана рабочая группа Совета Федерации по изучению практики реализации федеральных конституционных законов об образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Российской Федерации, основными задачами которой является подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по объединительному процессу, а также оказание правовой и методической помощи субъектам Российской Федерации, находящимся в процессе объединения. Подготовлено и проведено два заседания рабочей группы, на которых утвержден план работы и рассмотрен вопрос «О практике реализации Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» с участием членов Совета Федерации от Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа и представителей органов государственной власти вышеназванных субъектов РФ. Итоговые документы, материалы, подготовленные законодательным органом власти Пермской области (проект Устава края, предложения по проведению выборов законодательного собрания Пермского края и др.) были своевременно направлены в регионы, которые находятся в объединительном процессе (Красноярский край, Камчатскую область Иркутскую область, Читинскую область).
В порядке реализации конституционных полномочий Комитетом проведена работа по подготовке вопроса на заседание Совета Федерации по изменению границ между субъектами Российской Федерации.
На заседании Комитета 12 октября 2006 года состоялось всестороннее обсуждение вопроса «Об изменении границы между Еврейской автономной областью и Амурской областью как субъектами Российской Федерации» с участием полномочных представителей Еврейской автономной области и Амурской области, а также представителей Администрации Президента РФ и Правительства РФ.
В соответствии с главой 18 Регламента Совета Федерации Комитет рассмотрел содержание и оформление документов, представленных в Совет Федерации и установил, что они соответствуют требованиям пункта «б» части 1 статьи 145 Регламента Совета Федерации и рекомендовал Совету Федерации утвердить изменение границы между Еврейской автономной областью и Амурской областью в соответствии с согласованной между ними картой и описанием новой линии границы (внесение вопроса в повестку дня заседания Совета Федерации планируется в январе 2022 года).
В связи с рассмотрением проекта федерального закона «О границах субъектов Российской Федерации», разработанного Министерством регионального развития Российской Федерации, в Комитете были проведены консультации с разработчиками, подготовлены замечания и предложения.
Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Вопросы по совершенствованию законодательства в сфере разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации занимали особое место в деятельности Комитета.
В связи с подготовкой к рассмотрению на заседании Совета Федерации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» Комитетом проведена определенная работа с субъектами РФ по согласованию концепции ФЗ, подготовлены замечания и предложения ко второму чтению. Это позволило, с учетом мнения субъектов РФ, снять возможные противоречия на предварительной стадии рассмотрения проекта федерального закона.
Члены Комитета позицию субъектов РФ отстаивали на заседаниях Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, парламентских слушаниях 17 октября 2006 года в Государственной Думе при обсуждении проекта федерального закона № 332114-4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»), во время совещаний, консультаций, проводимых с Министерством финансов РФ и Министерством регионального развития РФ.
К рассмотрению Федерального закона на Совете Федерации был подготовлен методический материал - Извлечения из 27 нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе из Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (на 172 стр.), который был направлен в комитеты-соисполнители и в субъекты Российской Федерации.
С целью выработки предложений по совершенствованию разграничительного процесса, по финансовому обеспечению переданных субъектам Российской Федерации полномочий, Комитет приступил совместно с Министерством финансов РФ и Счетной палатой РФ к сбору и обобщению информации из субъектов РФ по данному вопросу.
За 2006 год Комитет рассмотрел и поддержал восемь законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, касающихся вопросов отнесения мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, к расходным обязательствам Российской Федерации, а также передачи на федеральный уровень полномочий по социальной поддержке и социального обеспечения таких категорий граждан, как ветераны труда и труженики тыла.
Вопросы межбюджетных отношений
Вопросы совершенствования межбюджетных отношений явились одним из основных направлений, которому Комитет уделял пристальное внимание.
В Комитете проведена работа по выработке предложений по совершенствованию межбюджетных отношений. Члены Комитета активно участвовали в подготовке:
- предложений в проект Постановления Совета Федерации «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2022 год»;
- поправок в проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год» с учетом предложений субъектов РФ, которые направлены в профильный Комитет Государственной Думы;
- предложений к проекту постановления Совета Федерации «О предложениях Совета Федерации по исполнению Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год»;
- материалов к совещанию: «О мерах по реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2022 году».
В работе с субъектами РФ, которая была организованы на постоянной основе, были использованы разные формы (от обмена информацией с помощью сайта Комитета в сети Интернет, до проведения встреч с представителями государственных органов власти регионов и подготовки аналитических справок по социально-экономическому положению в субъектах РФ). Это позволило Комитету провести обсуждение существующих проблем в бюджетном процессе с участием 70 и более субъектов РФ на таких мероприятиях, как:
- «круглый стол» на тему: "Основные направления совершенствования межбюджетных отношений в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (25 апреля 2006 г.);
- «круглый стол» на тему: «Бюджет 2022 года и межбюджетные отношения» (5 октября 2006г.).
Итоговые документы данных мероприятий отражали мнение регионов и были направлены в Министерство финансов РФ для учета при подготовке федерального бюджета 2022 года. Также позиция Комитета по совершенствованию межбюджетных отношений, учитывающая мнение субъектов РФ, была доведена до трехсторонней объединенной комиссии по подготовке проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год», членами которой являются члены Комитета и которую возглавляет министр финансов РФ А.Л.Кудрин.
Вопросы формирования федерального бюджета на 2022 год, исполнения ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», совершенствования межбюджетных отношений постоянно обсуждались на заседаниях Комитета с участием субъектов РФ, представителей Министерства финансов РФ, министерств и ведомств.
Региональная политика
Комитет уделяет постоянное внимание изучению социально-экономической ситуации в субъектах Российской Федерации, активно взаимодействуя с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Еженедельно члены Комитета принимали участие в совещаниях по обсуждению стратегий экономического развития субъектов Российской Федерации, проводимых Минрегионом России.
Вопросы о механизмах социально-экономического развития (ФАИП и ФЦП), региональной составляющей федеральных целевых программ, механизмах инвестиционного финансирования объектов регионального и местного значения и другие актуальные вопросы рассматривались на заседании секции программ развития регионов Совета по федеральным и региональным программам при Председателе Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (25 мая 2006 г.), которую возглавляет Председатель Комитета.
Члены Комитета приняли активное участие:
- в выездном совместном заседании Комитета и Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам регионального развития на тему: «Стратегическое развитие сибирского макрорегиона» (20-21 апреля, г.Новосибирск);
- «круглом столе» на тему: «Правовые аспекты формирования и проблемы реализации федеральных целевых программ» (25 мая 2006 г.).
В Комитете подготовлены предложения и замечания по проекту Концепции стратегии развития регионов России, разработанной Министерством регионального развития РФ. Члены Комитета приняли участие в заседании коллегии Минрегиона РФ по обсуждению данного документа.
В отчетный период Комитет активизировал сотрудничество с региональными и межрегиональными ассоциациями, такими как Сибирское соглашение», «Большая Волга», «Северный Кавказ», «Черноземье» и т.д. Это позволило использовать опыт социально-экономического развития регионов в законотворческом процессе. Проведена встреча Председателя Комитета с руководителями ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ по выработке плана дальнейшего взаимодействия.
Вопросы межнациональных отношений
В 2006 году Советом Федерации и Комитетом, к ведению которого относятся данные вопросы, особое внимание уделялось правовому обеспечению реализации государственной национальной политики Российской Федерации.
Работа Комитета в этом направлении строилась во взаимодействии с Объединенной комиссией по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений, возглавляемой Председателем Совета Федерации С.М.Мироновым.
Комитетом были подготовлены:
- предложения в план работы Объединенной Комиссии;
- в итоговые документы по вопросу о состоянии законодательства и приоритетных направлениях законотворческой работы в сфере обеспечения государственной национальной политики.
Комитетом подготовлено и проведено с участием Председателя Совета Федерации С.М.Миронова Всероссийское совещание «Россия многонациональная». Участниками данного совещания были представители НКА и национальных объединений, руководители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти из 83 субъектов Российской Федерации, общественные и религиозные деятели.
Всероссийское совещание получило широкое освещение в федеральных и региональных СМИ и было воспринято в обществе как последовательный шаг Совета Федерации по гармонизации национальных отношений.
По инициативе участников Всероссийского совещания создан Координационный совет национально-культурных автономий и национальных общественных объединений России при Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации, председателем которого избран председатель Комитета Р.З. Алтынбаев.
Подготовлен и проведен «круглый стол» в рамках информационного проекта «Медиаслушания» на тему: «Культура межнационального общения в российском обществе».
В Комитете рассмотрены проекты федеральных законов, по которым подготовлены замечания и предложения:
- «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О национально-культурной автономии» (о наделении федерального органа исполнительной власти, при котором создается консультативный совет по делам национально-культурных автономий, правом определять порядок образования, деятельности и ликвидации этого консультативного совета);
- «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О национально-культурной автономии» (в части возникновения обязательств по отношению к федеральным национально-культурным автономиям).
Определенная работа проведена по законопроекту «Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации». Совещания, консультации по подготовке замечаний по совершенствованию данного законопроекта, по выработке предложений по основным направлениям национальной политики в РФ проведены с членами Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Министерстве регионального развития Российской Федерации, с комиссией Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести, с федеральными НКА, Ассамблеей народов России, учеными и специалистами, членами Экспертного совета Комитета.
Члены Комитета приняли активное участие в общественных слушаниях, проводимых комиссией Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести на тему: «Мир, порядок и согласие на Северном Кавказе через укрепление гражданского общества» (15 сентября, г.Есентуки).
Рассмотрение обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации
В Комитете рассмотрены более 40 обращений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам ведения Комитета и подготовлены ответы заявителям, среди них:
- обращение Южно-Российской Парламентской Ассоциации о принятии дополнительных мер по реализации статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации «Списание безнадежных долгов по налогам и сборам». Реализация данных предложений субъектов РФ позволит в короткий срок увеличить налоговые поступления в бюджет, ускорить стабилизацию финансового рынка и социально-экономическое положение, как в субъектах РФ, так и в целом в России;
- обращение Законодательного Собрания Владимирской и Нижегородской, Ленинградской областей о необходимости перераспределения средств водного налога между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
- обращение Собрания депутатов Ненецкого автономного округа по вопросу финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления собственных полномочий;
- обращение администрации Псковской области по вопросам, связанным с правовым регулированием государственной гражданской службы Псковской области;
- обращение Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) о необходимости увеличения объемов ассигнований из федерального бюджета на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда»;
- обращение Законодательного Собрания Ростовской области, Парламента Кабардино-Балкарской Республики о проблемах обеспечения мер социальной поддержки по приобретению жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов;
- обращение Государственного Совета Республики Татарстан о необходимости неотложных государственных мер по предотвращению угрозы межнациональному и межрелигиозному миру и согласию в Российской Федерации (подготовлен ответ за подписью Председателя Совета Федерации С.М.Миронова);
- обращение Администрации сельского поселения «Верхнекурбинское» Хоринского района Республики Бурятия с просьбой об оказании финансовой помощи в решении жизненно-важных вопросов населения (направлено письмо Президенту Республики Бурятия Л.В.Потапову за подписью Председателя Совета Федерации С.М.Миронова);
- обращение Архангельского областного Собрания депутатов по вопросу передачи субъектам Российской Федерации полномочий по осуществлению прав пользования и распоряжения лесами, их охране, защите и воспроизводству;
- постановление Думы Корякского автономного округа «О предложениях, касающихся особого статуса административно-территориальных единиц, образуемых в составе областей, краев вследствие объединения субъектов Российской Федерации»;
- обращение Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа о необходимости разработки федеральной комплексной целевой программы по обеспечению охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов Обь-Иртышского бассейна;
- обращение Новосибирского областного Совета депутатов о проблемах реализации Жилищного кодекса Российской Федерации и проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства;
- обращение депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области по вопросу регулирования деятельности в сфере игорного бизнеса;
- обращение Рязанской областной Думы о ситуации, сложившейся с финансированием негосударственных образовательных учреждений;
- обращение Государственного Совета Республики Коми по вопросу совершенствования жилищного законодательства в области тарифной политики и предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
- обращение Парламента Чеченской Республики о чрезмерных различиях в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.
Мероприятия (парламентские слушания, «круглые столы», совместные и расширенные заседания Комитета, конференции, совещания, заседания рабочих групп, секций, Экспертного совета Комитета и др.)
В соответствии с Планом основных мероприятий и мониторинга Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю и осеннюю сессии 2006 года Комитет подготовил и провел следующие мероприятия:
- совместные заседания Комитета с Комиссиями Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления (20 марта 2006 г.) и по вопросам толерантности и свободы совести (3 апреля 2006 г.), на которых подписаны Соглашения о взаимодействии и Планы совместной деятельности;
- три заседания Экспертного Совета Комитета (17 апреля, 3 июля, 9 октября 2006 г.);
- заседание секции программ развития регионов Совета по федеральным и региональным программам при Председателе Совета Федерации (25 мая 2006 г.);
- выездное заседание Комитета по делам Федерации и региональной политике и Комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления на тему: «Стратегическое развитие сибирского макрорегиона» (20-21 апреля, г.Новосибирск);
- «круглый стол на тему: «Основные направления совершенствования межбюджетных отношений в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (24 апреля 2006 г.);
- «круглый стол на тему: «Правовые аспекты формирования и проблемы реализации федеральных целевых программ» (25 мая 2006 г.);
- расширенное заседание Комитета на тему: «Бюджет и межбюджетные отношения» (5 октября 2006 г.);
- совместно с Комитетом ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям парламентские слушания на тему: Законодательное обеспечение реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» (2 ноября 2006 г.);
- заседания рабочей группы по изучению практики реализации федеральных конституционных законов об образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Российской Федерации (21 ноября, 4 декабря 2006 г.);
- заседания рабочей группы по подготовке и проведению Дня субъекта Российской Федерации в Совете Федерации (25 октября, 22 ноября, 18 декабря , 22 декабря 2006 г.).
- Всероссийское совещание «Россия многонациональная» (20 декабря 2006 г.);
- совещание членов Совета Федерации, руководителей структурных подразделений Аппарата Совета Федерации и представителей органов государственной власти Калининградской области на тему: «Практика и проблемы взаимодействия Совета Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в законотворческом процессе» (26 декабря 2006 г.).
Освещение деятельности Комитета
Ежеквартально готовятся сборники материалов по освещению работы Комитета в средствах массовой информации, таких как журналы «Российская Федерации-сегодня», «Наша власть: дела и лица», Российской газете, Парламентской газете, Трибуне, Коммерсанте, Независимой газете, информационных агенствах ИТАР-ТАСС, Интерфакс, КМ.ru., Стране ru.,Regions, и т.д.
В целях осуществления взаимодействия с федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с представителями научных сообществ, гражданами РФ Комитет одним из первых среди комитетов Совета Федерации провел презентацию веб-сайта в сети Интернет. Создание сайта Комитета стало первым шагом в освоении нового формата сотрудничества и обмена информацией между центром и регионами. Структура и содержание сайта нацелены на его активное использование всеми участниками законодательного процесса и, в первую очередь, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Сайт оперативно обновляется, на нем отражена текущая деятельность Комитета, в том числе приведены данные о рассматриваемых законопроектах, мероприятиях и планах Комитета. На сайте также представлена полезная справочная информация (ссылки) о доступных Интернет ресурсах органов государственной власти всех субъектов Российской Федерации.
Многие регионы, являясь нашими постоянными партнерами в законотворческой деятельности, активно посещают сайт Комитета, благодаря чему Комитет имеет возможность более полно и оперативно учитывать их мнение и предложения при подготовке законопроектов и принятии решений по вопросам ведения Комитета.
Также ежедневно обновляется страница Комитета в сети Интранет.
Комитет принимал участие в подготовке Всероссийского конкурса «Совет Федерации – палата регионов» под девизом «Национальные проекты – региональное измерение», одной из задач которого являлось установление общественного контроля по реализации национальных проектов. Это позволило Комитету наладить на постоянной основе взаимодействие с представителями региональных СМИ.
С региональными СМИ были проведены две тематические встречи ( в Совете Федерации с участием 53 региональных СМИ по вопросам социально-экономического развития субъектов РФ и совершенствования межбюджетных отношений в России, в РАГСе с участием 80 региональных СМИ по вопросам межнациональных отношений).
Аналитическая деятельность
В соответствии с планом работы в Комитете были подготовлены аналитические материалы, которые Члены Комитета использовали в законотворческой деятельности:
- «Динамика федеративных отношений в Российской Федерации и приоритеты законотворческой работы»;
- «Региональная политика в Российской Федерации: состояние и перспективы развития»;
- «Бюджет 2022 года и межбюджетные отношения»;
- «Правовые аспекты формирования и проблемы реализации федеральных целевых программ»;
- «Основные направления совершенствования межбюджетных отношений в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»;
- материалы по вопросам национальной политики и межнациональных отношений;
- материалы по вопросам ведения Комитета в Доклад Совета Федерации 2006 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации».
В соответствии с распоряжением Председателя Совета Федерации в Комитете организована работа по подготовке проекта аналитического доклада Совета Федерации «О состоянии федеративных отношений и региональной политики в Российской Федерации». Проведены заседания Экспертного совета Комитета, создана рабочая группа и Организационный Комитет по подготовке Доклада, в который вошли представители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Подготовлена структура Доклада и предложения по содержанию Аналитического Доклада.
Международная деятельность
В соответствии с Планом межпарламентского сотрудничества Совета Федерации члены Комитета принимали участие в работе международных организаций, таких как:
- Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ);
- Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ);
- Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества (ПА ЧЭС).
Члены Комитета активно участвовали в заседаниях :
- МПА стран СНГ;
- Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Верховной Рады Украины;
- двухсторонней межпарламентской комиссии Федерального Собрания Российской Федерации и Милли Меджлиса Азербайджанской Республики,;
- групп по сотрудничеству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с парламентами африканских стран, по сотрудничеству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с парламентами европейских государств, по сотрудничеству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с Великим Национальным Собранием Турецкой Республики;
- Международной конференции по межкультурному диалогу в рамках КМРВЕ в г. Кемерово,;
- осенней сессии КМРВЕ в Москве.
Члены Комитета участвовали в качестве наблюдателей за проведением президентских выборов в Республике Таджикистан, выборов в Верховную Раду Украины.
Взаимодействие с Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, Государственной Думой, научными и общественными организациями
В 2006 году Комитет организовывал свою работу в тесном взаимодействии с профильными Комитетами Государственной Думы (по делам Федерации и региональной политике, по делам национальностей, по вопросам местного самоуправления, по вопросам государственного строительства, по делам общественных объединений и религиозных организаций и др.).
На заседаниях Комитета присутствовали представители Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства регионального развития РФ, Минфина РФ и других федеральных органов исполнительной власти. Взаимодействие осуществлялось на плановой основе.
Особое внимание в работе Комитета уделялось организации оперативного и эффективного взаимодействия в законотворческом процессе с Министерством регионального развития РФ, Минфином России, ЦИКом, комиссиями Общественной палаты Российской Федерации. Члены Комитета принимали участие в заседаниях коллегий, мероприятиях, проводимых министерствами и ведомствами, участвовали в рассмотрении стратегий экономического развития субъектов Российской Федерации в Минрегионе России, приглашали представителей федеральных органов государственной власти на свои мероприятия, проводили с ними рабочие встречи, консультации.
Комитет в своей работе использовал научный и интеллектуальный потенциал членов Экспертного Совета, в составе которого вошли известные научные и общественные деятели, представители субъектов Российской Федерации. Члены Экспертного Совета принимали активное участие в подготовке итоговых документов мероприятий, которые проводил Комитет, в подготовке независимой экспертизы по законопроектам и по федеральным законам, по предметам ведения Комитета.
В подготовке мероприятий Комитета принимали участие ученые и специалисты ряда ведущих научных учреждений: Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Института государства и права РАН, Государственного научно-исследовательского учреждения «Совета по изучению производительных сил», Института регионального законодательства, Института этнологии и антропологии РАН, Центра социально-экономических проблем федерализма, Института современной политики, Института системного анализа РАН, Петербургского государственного университета, Центром фискальной политики, Общероссийской общественной организации «Опора России», специалистами региональных институтов, экспертами фондов ИНДЕМ, «Политика», правовых проблем федерализма и местного самоуправления, «Институт экономики города» и др.
Председатель Комитета Р.З. АЛТЫНБАЕВ